Вопрос о смысле жизни: пресловутый, но неизбежный

В прошлых сообщениях мы с Вами разбирали вопрос о свободе человека. Это, безусловно, его особенность, которая отличает его, скажем, от камня или растения. Пусть даже человек не верит в реальность свободы, исповедует слепую и тотальную власть судьбы, все равно — сама мысль о том, «свободен ли я?» (и ответ на вопрос), обособляют человека от остального мира.

Особенность человеческого существования — налицо. Стоит ли о ней говорить? Думаю, нет. Каждый прекрасно это понимает. Но особенность эта имеет ли смысл? Да, конечно. Можно сказать, что человек разумен, чтобы создавать здания необыкновенной величины… Но дело не в этом. То, что смысл любой причины стать следствием, а следствия — быть детищем причины — понятно и так. Вопрос другой: есть ли смысл, который будет достоин человека? Некоторые удовлетворяются чисто практическим применением человеческих знаний, а кто-то ищет что-то сверх…

Вопрос этот очень важный, поэтому к нему надо подойти со всей ответственностью, ведь от этого зависит наше счастье — то, что мы считаем благом для нас и к чему стремимся.

Итак, ответ на вопрос о смысле жизни опять-таки неизбежно делится на нексколько групп.

ОТВЕТ №1: АНТИРЕЛИГИОЗНЫЙ.

1.1. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ. Суть его заключается в том, что для смысла жизни не нужно говорить о каком-то «сверх» — ответ на вопрос целиком и полностью сводится к соответствию законам материального развития. Есть мир, который сам по себе существует, а мы — продукт его бесконечной переработки: часть материи стала осознавать саму себя. Эта часть в каждом из нас, якобы, должна осознать свою тотальную материальность и удовлетвориться. После смерти материя останется, только в другой форме, а тебя не будет. А был ли ты? Нет, наверное. Была материя — в лице «тебя»...

ОТВЕТ №2: ВНЕРЕЛИГИОЗНЫЙ.

2.1. 
КАЖДЫЙ САМ РЕШАЕТ. Это правильно, но так можно уйти от поставленного вопроса. Ведь проблема не в том, кто решает: ты или не ты. Это и так понятно: тебе могут или рассказать-подсказать, а, может быть, до тебя «само дойдет». Это другой вопрос.
Наша задача в том, чтобы найти истинный смысл жизни — не зависящий от тебя, меня, Пети и Маши… который бы существовал сам по себе, что исключает возможность ошибочного мнения по этому вопросу или искусственного придумывания.

2.3. РАДИ УДОВОЛЬСТВИЯ. Да, удовольствие это хорошо, конечно Но оно слишком узко для ответа на реальный вопрос о смысле жизни. А как же те, кто погиб на войне, добровольно подорвал себя на гранате? Кто пожертвовал собой? Их жизнь была бессмысленна? Как правило, люди, пусть интуитивно, но все же считают, что нет — она имела смысл, может даже гораздо больший, чем шелканиье кнопок телевизионного пульта. Реальность шире удовольствия. Значительно шире. И не учесть это нельзя, если мы хотим услышать реальный ответ.

2.4. РАДИ ДЕТЕЙ. Дети — тоже прекрасно Но опять есть «но» (да что ты будешь делать ). Есть люди, у которых не было детей. И они не были последними негодяями. Отнюдь. Каждый из нас, наверняка, если не встречался лично, то уж точно слышал о них. К тому же, дети также могут умереть в детстве по причинам, ни от кого не зависящим. Их жизнь была бессмысленна? Мне хочется отдать свою жизнь, лишь бы короткая жизнь этих маленьких страдальцев обладала самым значительным смыслом — насколько возможно, чтобы покрыть все то, что они не успели пережить и чему не смогли  порадоваться… Опять же — интуиция подсказывает, что нужно включить всех людей без исключения в этот ответ. Иначе получается не решение проблемы «смысл жизни человека» или «замысел о человеке», а разбор информации по типу «мои планы на завтра, месяц, год» или «мои предпочтения»… Это не есть смысл жизни в последнем, исчерпывающем значении. 

Пока что последователен только материалистический взгляд, но удовлетворит ли он нас? Надо рассмотреть все возможные варианты. Потому что из очевидности материи еще не вытекает ее тотальности. «Просто» не всегда значит «истинно». Простота может быть искусственной конструкцией разума (утверждение, что «материя бесконечна» — а может нет? . Конечно, все гениальное — просто. Но какова эта простота? Она одним словом охватывает все, она вечна и позитивна.

2.5. РАДИ ЧЕГО-ТО МАТЕРИАЛЬНОГО (ДЕНЬГИ, АВТО...). Опять же — узко, да к тому же не вечно и не всегда позитивно.

2.6. НА БЛАГО РОДИНЫ. Все бы ничего, но не все могут этот долг отдать. Например, инвалиды, помоги им Господь.

ОТВЕТ №3: РЕЛИГИОЗНЫЙ. Здесь снова не все однозначно. Но единит религии одно — смысл жизни — за гранью нашего глазного кругозора. Где-то глубже. Он проникает все вещи. И человека в том числе, только он в силу своей свободы может ему и не соответствовать...

БУДДИЗМ. Религия очень философская, немонолитная… да так, что исследователи не могут выделить «буддизм как таковой», да еще и задаются вопросом: «Мож это не религия, мировоззрение просто с религиозными чертами?». Смысл жизни здесь: достичь нирваны. Чтобы сделать это нужно отказаться от всякой привязанности. Даже к добру. Потому что добро и зло — условно. В нирване нет даже бытия, ни говоря уже о каком-то добре или зле... 

ИСЛАМ. Здесь смысл жизни в том, чтобы поклоняться Аллаху. Собственно, он с этой целью и сделал людей. И в этом — счастье для мусульман: есть тот, кому нужно поклоняться. И рай обеспечен, вроде как. Но некоторые говорят, что не устраивает их такой смысл жизни. Если Бог совершенен — зачем Ему поклоняться: разве Ему не хватает чего-то? И неужели на этом смысл нащей жизни — заканчивается? И все к нему сводится? Марионетками попахивает, а чем мы упомянули в прошлом посте...

ХРИСТИАНСТВО. Здесь опять не все однозначно. Можно отвлечься от многочисленных течений, именующих себя христианскими и рассмотреть, что пишут древние святые христианской Церкви. Так вот оказывается, что смысл жизни человека — в святости. Бог благ, и человека к этой благости призвал. Адам отказался от этого, но Бог даже отказавшемуся и лишившемуся блага даровал возможность быть счастливым. Несмотря на зло и страдание, которое избрало человечество в лице Адама. Причем так, чтобы были счастливы все — даже те, кто не нарушал райской заповеди...
Это — универсальный взгляд. Мне он больше всего симпотизирует. Он наполняет вечным смыслом все, хоть и не исчерпывает своей таинственности. Неродившийся ребеночек или страдавший человек будут прославлены в Царствии Небесном как те, кто совершил подвиг. И они будут в вечности бесконечно благодарить Бога за то, что сподобил их причаститься подвигу Христа — пострадать за других.
Если человек вопринял этот смысл, то даже рутина и однообразие «работа-дом» не помешает ему, а, напротив, закалит его святость. В борьбе с несовершенством мира он будет обретать истинную крепость. Мышцы высыхают и в итоге гниют в могиле, какими бы сильными они не были. Сила духа осчастливит самого слабого. Навечно.
Обсудить у себя 0
Комментарии (2)
Ради того, чтобы привнести в мир добро через души дорогих, близких тебе людей.
Верно. Я это и называю святостью. Она в жертве, а не в эгоизме.
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.
накрутка подписчиков в вк
Солдат Разума
Солдат Разума
Было на сайте никогда
33 года (18.01.1991)
Читателей: 2 Опыт: 0 Карма: 1
все 2 Мои друзья